Приветствую Вас Гость!
Суббота, 17.11.2018, 16:53, 0
Главная | Мой профиль | Выход | RSS | Регистрация | Вход

Меню сайта

Случайная фотография

Форум

Главная » 2013 » Декабрь » 7 » Дорога Жизни и Ржевский Коридор Блокады. Экскурсия (часть первая).
17:17
Дорога Жизни и Ржевский Коридор Блокады. Экскурсия (часть первая).
Ржевский коридор блокады.

Начало маршрута.

Итак мы начинаем нашу экскурсию от угла Большеохтинского проспекта и шоссе Революции.
Отсюда начинался Ржевский Коридор Блокады, тут проходила дорога к станции Ржевка.

Краткая историческая справка:
Ржевский Коридор Блокады - дорога пролегавшая от станции Ржевка по Рябовскому шоссе и шоссе Революции к центру Ленинграда. Ржевский Коридор, бывший по сути продолжением Дороги Жизни в черте Ленинграда, являлся вместе с ней единственной транспортной магистралью, связывающей Ленинград со страной с сентября 1941 по март 1943 года. Здесь не велось активных военных действий, но этот район (особенно станция Ржевка) подвергался регулярным бомбардировкам и артобстрелам.
В ночь на 29.03.1942 в результате продолжительного и интенсивного артобстрела станции Ржевка, поселка Ржевка и завода «Краснознаменец» (занимавшимся взрывчатыми веществами и средствами инициирования), вокзал станции Ржевка был полностью уничтожен.
Как сообщалось в докладной записке штаба МПВО, на месте взрыва образовались гигантские воронки: одна глубиной 8 – 10 метров и длиной и шириной по 50 метров, другая – глубиной 5 – 6 метров, длиной 120 метров и шириной 15 – 20 метров. В результате взрыва были разрушены железнодорожные пути, повреждены корпуса завода № 5 («Краснознаменец»), разрушены и повреждены жилые дома на Ржевке, Пороховых и полигоне, на Охтинском химкомбинате. По данным МПВО, 222 человека получили тяжелые ранения и 564 человека – легкие.

В 1985 году, к сорокалетию Победы, по эскизам архитектора Владимира Сергеевича Лукьянова, памятными стелами отмечается мемориальная трасса Ржевский Коридор.

Выписка из оперативной сводки № 440094 штаба противопожарной службы МПВО г. Ленинграда за 29 марта 1942 года :
"Станция Ржевка Октябрьской железной дороги.

Пожар возник в 6 часов 10 минут 29 марта 1942 года в результате взрыва боеприпасов в вагонах, находящихся на станционных путях. Взрывом было совершенно разрушено до 20 зданий, расположенных на станции и прилегающих к ней улицах. Около 400 зданий, находящихся в радиусе до 2 километров, получили повреждения (разбиты крыши, выбиты рамы и пр.). Взрывом совершенно разрушено около 70 вагонов с боеприпасами и около 40 вагонов повреждено. Пожары возникли в 14 зданиях, находящихся в радиусе до 1 километра от места взрыва.
В процессе ликвидации пожара создалась большая угроза железнодорожным составам с боеприпасами в количестве 47 вагонов, стоящим в восточной части станции в непосредственной близости с горевшими домами, а также частично разрушенными, но еще не сгоревшими 10 вагонами с боеприпасами в северо-западной и южной сторонах территории станции, находившимися вблизи вагонов, в которых происходили взрывы.
Эвакуация железнодорожных вагонов с боеприпасами была связана с огромными трудностями. Железнодорожные пути в ряде мест оказались разрушенными. На их месте в центре пристанционных путей образовались воронки диаметром 30–40 метров и глубиной 10–15 метров. Взрывом на большое расстояние были разбросаны металлические и деревянные конструкции зданий и, вагонов, неразорвавшиеся снаряды, мины и гранаты, большие глыбы мерзлой земли и т. д.
Вследствие этого откатка вагонов в ряде случаев была невозможна.
В распоряжение руководителя пожаротушением железнодорожной администрацией не было предоставлено ни одного паровоза. Поэтому с риском для жизни людей эвакуация была произведена вручную. Три вагона с порохом и снарядами были откачены силами 28-й ВГПК и помогавшими красноармейцами; два вагона с гранатами и снарядами удалены из района взрывов силами пожарных подразделений, работавших на северо-западной стороне станции. Два состава в 47 вагонов были удалены силами воинских частей и пожарных подразделений. Всего спасено 52 вагона с боеприпасами.
Взрывы продолжались в течение 7–8 часов с начала первого взрыва. Пожарные подразделения самоотверженно и геройски работали на боевых позициях, несмотря на непрекращающиеся взрывы. Среди личного состава пожарных подразделений имеются убитые и раненые.
Принятыми мерами все многочисленные очаги пожаров удалось ликвидировать и несколько горевших зданий частично сохранить. К 17 часам на месте взрыва не было ни одного активно действующего очага горения за исключением вспышек взрывчатых веществ в центре территории взрыва. Отдельные пожары, вследствие разрушений зданий и разбросанных всюду горючих предметов и боеприпасов, могли слиться в один огромный очаг пожара и принять стихийную форму. Однако путем активных действий пожарных подразделений, применявших не только огнегасительные средства, но и разборку горючего материала в центре станционной территории, где происходили взрывы, эту опасность удалось предотвратить. По состоянию на 9.00 30 марта 1942 года все очаги пожаров ликвидированы. Наблюдается лишь выделение дыма в центре взрыва, где продолжают тлеть засыпаемые землей горючие предметы. Взрывов не наблюдается.
На месте пожара оставлена охрана в составе одного подразделения. В результате взрыва и вследствие возникшего пожара полностью уничтожены огнем 4 двухэтажных жилых дома, 4 одноэтажных барака, лесопилка, здание столовой и ряд мелких построек. Частично пострадали 2 двухэтажных жилых дома и 2 одноэтажных складских здания. Уничтожено взрывом около 20 и пострадало около 400 зданий, около 70 единиц железнодорожного подвижного состава (по предварительным сведениям). Имеется несколько человеческих жертв из населения, войсковых частей и пожарных подразделений.

Начальник Управления пожарной охраны УНКВД ЛО, начальник противопожарной службы МПВО г. Ленинграда полковник М. К. Сериков.”

Остановка первая.

Памятные стелы "Хлеб насущный".

Аскетическая форма стел, выполненных в простой и строгой манере, вместе с опоясывающими стелу барельефами, лишь подчёркивают повседневность изображённых на них картин. И действительно, на барельефах повседневный героический и тяжелейший труд сотен людей, героев Дороги Жизни.

Совершенно неслучайно на этой стеле (да и не только на ней) увековечена героиня ледовой дороги - регулировщица. Ледовая трасса никогда не бывает простой и безопасной, а если к подвижкам льда прибавить ещё и множественные пробоины и трещины, появившиеся в результате обстрелов и бомбардировок противника, то регулирование движения становится залогом существования трассы вообще. Довольно часто на трассе приходилось устраивать объезды, следить за порядком движения машин. А поскольку молодые парни пополнили собой личный состав боевых частей, то выполнять сугубо мужскую работу регулировщика пришлось девушкам.
Дорога Жизни была бы немыслима без их самоотверженного труда, без них не смог бы выстоять Ленинград.
Спасибо им огромное за это и земной поклон.
Водители полуторок, регулировщики, слесаря пунктов техпомощи, дорожники, зенитчики, связисты, плавсостав, медперсонал питательно-обогревательных пунктов и госпиталей, грузчики. Под ружём стояли не только военврачи, зенитчики и связисты. Погранзаставы, комендатура, лыжные патрули препятствовали тому, чтобы окно на большую землю не стало бы широко открытой дверью для вражеских лазутчиков и десантов.
Сил не хватит перечислить всех, кто не думая о себе, на хрупком льду, в снежном крошеве и ледяной воде, в мороз и в непогоду, под бомбёжками, работал ради выживания Ленинграда.
Совершенно неслучайно на заднем фоне этого барельефа изображена санитарная машина. Требования приказа №0164 были достаточно чётки и однозначны:
"... В районе ст. ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО и маяк КАРЕДЖИ устроить перевалочные базы. Вдоль всей трассы с промежутком в 5 км, начиная от ст. ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО открыть питательно-обогревательные пункты. На этих же перевалочных базах установить масловодогрейки и пункты техпомощи автотранспорту.
... Начальнику Санитарного управления Ленфронта в/врачу 1-го ранга т. ВЕРХОВСКОМУ для организации питательно-обогревательных пунктов ледяной дороги выделить 5 лекпомов с необходимыми медикаментами и противообмораживающими средствами."

На заднем фоне барельефа видно, как люди помогают вылезти из машины человеку. И это тоже изображено там совершенно неслучайно - многие эвакуируемые находились в крайне тяжёлом состоянии и зачастую не могли самостоятельно передвигаться.
И уж совсем нечего добавить к сцене, изображённой на этом барельефе. Она сама ярко говорит за себя. Замечу лишь, что все сюжеты, изображённые на барельефах, абсолютно реальны и имели место в действительности.

(Продолжение следует).


Категория: Ленинград. Гордость, Слава, Боль. | Просмотров: 2604 | Добавил: ЛёффкО | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 4
avatar
1 Sergeewa • 14:19, 19.12.2013
Каждый раз,как читаю ваши посты,испытываю так много всего.Восхищение (теми людьми,которые просто не могли " сломаться"), боль (мне реально больно,когда я представляю людей в это страшное время),недоумение (как вообще это возможно- затевать войну?) и стыд (за то,что я так мало знаю о том героическом и тяжелом времени). В общем, спасибо вам за встряску! :-)
avatar
2 ЛёффкО • 18:44, 19.12.2013
Спасибо Вам, Лена!

Я собственно для этого и веду сайт - чтобы помнили.
Этот пост - начало экскурсии по Дороге Жизни, обязательно будет продолжение (по мере сил и времени).
Ну и опять же, забегая вперёд (это планировалось озвучить несколько позже), я при первом же желании с чьей-либо стороны, поведу экскурсию по этой Дороге!
avatar
3 Sergeewa • 13:00, 10.01.2014
Желание есть.Только...отговорок можно придумать много sad Почему-то не умею откладывать деньги на поездку,не умею потакать своим интересам ...и ехать куда-то просто потому что мне хочется что-то узнать или понять.Наверно, библиотекаря уже не переделать smile и я так и буду все познавать через книги и  ИНТЕРНЕТ.Благодарю вас за статьи.
avatar
4 ЛёффкО • 15:02, 10.01.2014
Потакать подобным интересам надо, ибо это не живота ради, но для души.
А с другой стороны, раз уж библиотекаря не изменить , то всегда можно написать то, что библиотекарем, рано или поздно, но будет прочитано. 
ok
avatar