18:38 Дорога Жизни и Ржевский Коридор Блокады. Экскурсия (часть вторая). | |||||||||||||
Дорога Жизни. Краткая историческая справка: В результате совместных действий немецких и финских войск уже 8 сентября 1941 года Ленинград оказался в кольце блокады. Сообщение с большой землёй по воздуху никак не удовлетворяло потребностям огромного города, который к тому же стремительно превращался в город-фронт. Поэтому 13 ноября 1941 года начтыла Ленфронта генерал-майор интендантской службы Лагунов отдаёт приказ №0164 об организации строительства ледовой дороги по трассе мыс Осиновец - маяк Кареджи. Приказом №0188 от 26 ноября 1941 года ледовая трасса получает наименование Военно-Автомобильная Дорога № 101 (ВАД 101). Остановка вторая. Мемориальный километровый столб "Нулевой километр".
Остановка третья. Памятный знак "Регулировщица".
Вера Ивановна вспоминает: "Дорога из шести полос была, нитками называли каждую. По одной везли из Ленинграда эвакуированных, по другой в Ленинград уголь и боеприпасы, по третьей и четвертой – продукты, по пятой - бойцов, а шестая запасная. Первая зима морозной была, 40-50 градусов. Ветер жуткий, лед. А мы, когда колея истоньшалась, касками, котелками и чайниками из полыньи воду носили – лед заливали. На Ладоге частые подвижки льда, так наши девочки сами мостки сколачивали, топорами и кирками торосы разрубали. Особенно страшно было во время обстрела или бомбежки, ведь регулировщица не имела права покидать свой пост. Весной каждый день по колено в воде работали, а летом на погрузке. 60-килограммовые мешки с мукой на себе по доскам на баржи затаскивали. Булыжники носили, чтобы сваи причалов укрепить. Но никто из наших не ломался, не жаловался. Знали ради чего. Техника не выдерживала, а люди даже не болели, хотя иногда, скажу честно, так хотелось. Еще запомнила. Однажды грузовик заглох, мальчик-водитель что ни делает – не завести. Колонна встала. Шофер тот на колени перед машиной бросился, плачет: «Милая, пожалуйста, заведись. В Ленинграде люди хлебушек ждут, с голоду помирают». Как ребенок умоляет. Подбежали механики, завели, ну он и благодарить машину, смеется, плачет, со слезами и поехал. Такого счастливого лица, когда уезжал, никогда больше не видела." Рядом с горельефом "Регулировщица", на постаменте, расположено 85-мм зенитное орудие обр. 1939 года, такие орудия стояли на вооружении советской армии в годы Великой Отечественной, такие орудия несли службу и на Дороге Жизни. А вот таким был повседневный, тяжёлый и опасный, ратный труд регулировщиков и зенитчиков Дороги Жизни. (Продолжение следует). | |||||||||||||
|
Всего комментариев: 1 | |
| |