17:17 Дорога Жизни и Ржевский Коридор Блокады. Экскурсия (часть первая). | |
Начало маршрута. Итак мы начинаем нашу экскурсию от угла Большеохтинского проспекта и шоссе Революции. Отсюда начинался Ржевский Коридор Блокады, тут проходила дорога к станции Ржевка. Краткая историческая справка: Ржевский Коридор Блокады - дорога пролегавшая от станции Ржевка по Рябовскому шоссе и шоссе Революции к центру Ленинграда. Ржевский Коридор, бывший по сути продолжением Дороги Жизни в черте Ленинграда, являлся вместе с ней единственной транспортной магистралью, связывающей Ленинград со страной с сентября 1941 по март 1943 года. Здесь не велось активных военных действий, но этот район (особенно станция Ржевка) подвергался регулярным бомбардировкам и артобстрелам. В ночь на 29.03.1942 в результате продолжительного и интенсивного артобстрела станции Ржевка, поселка Ржевка и завода «Краснознаменец» (занимавшимся взрывчатыми веществами и средствами инициирования), вокзал станции Ржевка был полностью уничтожен. Как сообщалось в докладной записке штаба МПВО, на месте взрыва образовались гигантские воронки: одна глубиной 8 – 10 метров и длиной и шириной по 50 метров, другая – глубиной 5 – 6 метров, длиной 120 метров и шириной 15 – 20 метров. В результате взрыва были разрушены железнодорожные пути, повреждены корпуса завода № 5 («Краснознаменец»), разрушены и повреждены жилые дома на Ржевке, Пороховых и полигоне, на Охтинском химкомбинате. По данным МПВО, 222 человека получили тяжелые ранения и 564 человека – легкие. В 1985 году, к сорокалетию Победы, по эскизам архитектора Владимира Сергеевича Лукьянова, памятными стелами отмечается мемориальная трасса Ржевский Коридор. Выписка из оперативной сводки № 440094 штаба противопожарной службы МПВО г. Ленинграда за 29 марта 1942 года : "Станция Ржевка Октябрьской железной дороги. Пожар возник в 6 часов 10 минут 29 марта 1942 года в результате взрыва боеприпасов в вагонах, находящихся на станционных путях. Взрывом было совершенно разрушено до 20 зданий, расположенных на станции и прилегающих к ней улицах. Около 400 зданий, находящихся в радиусе до 2 километров, получили повреждения (разбиты крыши, выбиты рамы и пр.). Взрывом совершенно разрушено около 70 вагонов с боеприпасами и около 40 вагонов повреждено. Пожары возникли в 14 зданиях, находящихся в радиусе до 1 километра от места взрыва. В процессе ликвидации пожара создалась большая угроза железнодорожным составам с боеприпасами в количестве 47 вагонов, стоящим в восточной части станции в непосредственной близости с горевшими домами, а также частично разрушенными, но еще не сгоревшими 10 вагонами с боеприпасами в северо-западной и южной сторонах территории станции, находившимися вблизи вагонов, в которых происходили взрывы. Эвакуация железнодорожных вагонов с боеприпасами была связана с огромными трудностями. Железнодорожные пути в ряде мест оказались разрушенными. На их месте в центре пристанционных путей образовались воронки диаметром 30–40 метров и глубиной 10–15 метров. Взрывом на большое расстояние были разбросаны металлические и деревянные конструкции зданий и, вагонов, неразорвавшиеся снаряды, мины и гранаты, большие глыбы мерзлой земли и т. д. Вследствие этого откатка вагонов в ряде случаев была невозможна. В распоряжение руководителя пожаротушением железнодорожной администрацией не было предоставлено ни одного паровоза. Поэтому с риском для жизни людей эвакуация была произведена вручную. Три вагона с порохом и снарядами были откачены силами 28-й ВГПК и помогавшими красноармейцами; два вагона с гранатами и снарядами удалены из района взрывов силами пожарных подразделений, работавших на северо-западной стороне станции. Два состава в 47 вагонов были удалены силами воинских частей и пожарных подразделений. Всего спасено 52 вагона с боеприпасами. Взрывы продолжались в течение 7–8 часов с начала первого взрыва. Пожарные подразделения самоотверженно и геройски работали на боевых позициях, несмотря на непрекращающиеся взрывы. Среди личного состава пожарных подразделений имеются убитые и раненые. Принятыми мерами все многочисленные очаги пожаров удалось ликвидировать и несколько горевших зданий частично сохранить. К 17 часам на месте взрыва не было ни одного активно действующего очага горения за исключением вспышек взрывчатых веществ в центре территории взрыва. Отдельные пожары, вследствие разрушений зданий и разбросанных всюду горючих предметов и боеприпасов, могли слиться в один огромный очаг пожара и принять стихийную форму. Однако путем активных действий пожарных подразделений, применявших не только огнегасительные средства, но и разборку горючего материала в центре станционной территории, где происходили взрывы, эту опасность удалось предотвратить. По состоянию на 9.00 30 марта 1942 года все очаги пожаров ликвидированы. Наблюдается лишь выделение дыма в центре взрыва, где продолжают тлеть засыпаемые землей горючие предметы. Взрывов не наблюдается. На месте пожара оставлена охрана в составе одного подразделения. В результате взрыва и вследствие возникшего пожара полностью уничтожены огнем 4 двухэтажных жилых дома, 4 одноэтажных барака, лесопилка, здание столовой и ряд мелких построек. Частично пострадали 2 двухэтажных жилых дома и 2 одноэтажных складских здания. Уничтожено взрывом около 20 и пострадало около 400 зданий, около 70 единиц железнодорожного подвижного состава (по предварительным сведениям). Имеется несколько человеческих жертв из населения, войсковых частей и пожарных подразделений. Начальник Управления пожарной охраны УНКВД ЛО, начальник противопожарной службы МПВО г. Ленинграда полковник М. К. Сериков.” Остановка первая. Памятные стелы "Хлеб насущный". (Продолжение следует). | |
|
Всего комментариев: 4 | |
| |