Остановка пятая.
Памятный знак "Балтийские крылья"
1941 год.
28 августа - начинается эвакуация войск и сил Балтийского флота из Таллина, ВВС БФ перебазируется на ленинградские аэродромы. Исключение составляла авиационная группа ВМБ Ханко, которая оставалась там вплоть до эвакуации базы в начале декабря.
К осени 1941 г. линия фронта в районе Ленинграда несколько стабилизировалась, и появилась возможность переформировать потрёпанные в боях части Балтийской авиации. В этой связи, с 25 октября 1941 г. была расформирована 10-я САБ и некоторые отдельные авиационные эскадрильи. Часть излишнего лётного и технического состава была отправлена в тыл, для переучивания и формирования новых частей. В частности, в г. Саранск были отправлены: управление 10-й САБ, 73-й БАП, 13-я ОИАЭ, а также личный состав расформированных частей (15-й, 19-й, 22-й, 43-й, 81-й, 85-й ОМРАЭ, 71 ОКОРАЭ, 104-й ОИАЭ и 131-й ОСАЭ).
Сама балтийская авиация оказалась разделённой на три неравные части. Основные её силы базировались внутри блокадного кольца, на аэродромах внутри городской черты и в непосредственной близости (Левашово, Каменка, Парголово, Гражданка, Приютино, Углово, Бычье Поле).
Другая часть ВВС БФ была выделена для защиты ладожских коммуникаций и базировалась на южном берегу Ладожского озера (Выстав, Новая Ладога, Волхов).
Третья часть разместилась на Ораниенбаумском плацдарме (Борки — Лебяжье и Гора-Валдай). Здесь же разместился передовой командный пункт ВВС БФ. При этом состав авиачастей этих районов базирования неоднократно менялся. Такая ситуация сохранялась до января 1944 г., когда была окончательно снята блокада Ленинграда и ВВС БФ смогли наконец стать единым оперативным объединением.
19 ноября - после систематизации и обработки разведданных о ледовой обстановке на Ладожском озере ВС ЛФ принимает решение об открытии ледовой трассы с 22 ноября.
20 ноября - пятое по счёту снижение норм выдачи хлеба населению, рабочая карточка - 250 граммов, остальные - 125. На лёд вышел саный обоз конно-транспортного полка, 350 упряжек.
21 ноября - на лёд вышла равзедывательная колонна, 10 автомашин.
22 ноября - колонна из 60 автомашин с прицепленными к ним санями вышла на лёд.
Боевые донесения ВВС ЛФ в частности сообщают:
30.11.41 г.
..... Районы боёв: ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО, 2-ой ГОРОДОК, ШЛИССЕЛЬБУРГ, УРИЦК, м. ОСИНОВЕЦ.
В действиях по трассе ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО участвовало 16 самолётов, из них:
МЕ-109 – 9
Ю-88 – 7
7.12.1941 года.
.... 2. По данным радиоразведки радиостанция НАРВА вызывала самолёт противника.
В 11.20 с самолёта противника находящегося в воздухе донесли: «По льду Ладожского озера движение транспорта».
Конечно же ВВС ЛФ и ВВС БФ не могли стоять в стороне от происходяшего над Ладожским озером. Приходилось заниматься и разведкой, и сопровождением транспортных ЛИ-2, и прикрытием ледовой трассы от действий авиации противника, и выполнением самых различных задач.
Службой аэродромного строительства ВВС ЛФ, которую возглавлял инженер-майор Н. Н. Ефремов, в сентябре - ноябре 1941 г. было изыскано и построено 16 новых аэродромов, из них 12 в пригородной зоне Ленинграда и 4 на Волховском аэроузле.
Тогда же вокруг Дороги Жизни сооружается несколько действующих аэродромов - Смольная (ныне аэропорт Ржевка), Приютино, Углово; несколько ложных в непосредственной близости со Смольная (между Смольная и Ковалёво) и вблизи Приютино (Бернгардовка).
Краткая историческая справка.
На аэродроме Приютино в различное время базировались следующие части ВВС БФ: 1-ый гвардейский минно-торпедный авиаполк (1 МТАП), 11-ый истребительный авиаполк (11 ИАП), 21-ый истребительный авиаполк (21 ИАП), 15-ый отдельный разведывательный авиаполк (15 ОРАП).
|
В 1968 году на месте расположения аэродрома Приютино, между пятым и шестым километрами Дороги Жизни, возводится памятный знак "Балтийские Крылья" по проекту Александра Даниловича Левенкова.
Врытое в землю хвостовое оперение самолёта и стела с лаконичной надписью: "Здесь, на этом поле в 1941 - 1943 годах был аэродром авиации Балтийского флота. Морские летчики в героической битве с врагом защищали город Ленина и Дорогу Жизни." |
|