Остановка шестая.
Памятник "Румболовская гора"
|
Здесь, на перекрёстке двух дорог, в 1941-ом году располагался контрольно-пропускной пункт, на котором проверялись документы и досматривался весь проезжающий транспорт. Этими дорогами двигались многие тысячи людей - водители полуторок, везущих хлеб в Ленинград; тысячи бойцов, получивших ранения под Невской Дубровкой; эвакуируемое население; личный состав авиаполков, стоящих поблизости; зенитчики, связисты, военврачи... невозможно перечислить всех.
Идею увековечить память героев битвы за Ленинград, создав вдоль бывшей линии фронта пояс зеленых насаждений, высказал поэт-фронтовик Михаил Дудин в 1963 году, во время торжеств, посвященных 20-й годовщине прорыва блокады.
|
|
Окончательное оформление идея создания Зеленого пояса Славы получила в канун 20-летнего юбилея Победы, когда 23 февраля 1965 года газета «Смена» опубликовала воззвание участника обороны Ленинграда поэта Михаила Дудина.
От имени ветеранов войны Михаил Дудин писал:
«Пусть на месте кольца блокады вырастет вокруг Ленинграда зеленое кольцо мира, пусть оно обозначит на вечные времена своим зеленым шумом рубеж нашего мужества... Пусть каждый ленинградец, молодой и старый, долгом и честью сочтёт... посадить на смертельном рубеже дерево вечной жизни и памяти – это наш долг».
Создание Зеленого пояса Славы стало общенародным делом. 9 мая 1965 года тысячи людей выехали на места будущего мемориала. Территория для работ была закреплена за каждым районом Ленинграда. Тогда же, в мае 1965 года на месте будущего Зелёного пояса Славы появляются первые закладные камни, начинается строительство первой очереди мемориалов.
|
|
|
|
Силами трудящихся Фрунзенского района Ленинграда, начавшееся в 1965 году строительство мемориала "Румболовская гора" заканчивается 9 мая 1967 года.
Созданный по замыслу архитекторов Козлова П. Ф и Полухина В. Н. монумент символизирует собой жизнь и славу - листья дуба и лавра, а жёлудь перед ними - жизнь.
Чуть поодаль от монумента расположена стела со стихами Ольги Берггольц:
"Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
страшней и радостней дороги." |
Памятник машине-солдату. "Полуторка"
|
По Дороге Жизни прошли многие сотни единиц самой различной техники, тысячи людей, миллионы тонн различных грузов от продовольствия до вооружения.
Но всегда главным героем этой трассы был и останется простой шофёр полуторки, крутивший баранку в любые морозы, пургу, между пробоин, на хрупком весеннем льду, под обстрелом противника. |
|
|
|
27 января 2012 года, в годовщину снятия блокады, на Румболовской горе был открыт памятник машине-солдату "Полуторка". Автором памятника является Сергей Михайлович Исаков.
Полуторка отлита из бронзы в натуральную величину. Высокий металлический каркас, на котором стоит машина, обтянут колючей проволокой, как символ постоянной опасности и окружения неприятелем. Однако полуторка высится над всеми смертельными ловушками и знаменует собой победу.
|
|
Чуть поодаль памятника машине-солдату, в тишине берёз, располагается братское кладбище советских воинов, погибших в борьбе с фашистами.
Более тысячи красноармейцев, офицеров.
Лётчики - Герои Советского Союза; Шишкань Илья Минович, Юрченко Фёдор Сергеевич, Пляшечник Яков Иванович.
Солдаты, стоявшие насмерть под Невской Дубровкой.
Вечная память героям!
|
|
|
Мемориальный участок "Дороги Жизни"
|
Чуть дальше Румболовской горы, у деревни Романовка находится мемориальный участок Дороги Жизни. Надпись на гранитном монументе, расположенном на въезде со стороны Всеволожска, гласит: "Участок Дороги Жизни 1941-1943 года. Сохраняется как исторический памятник военного времени. Благоустраивается и сохраняется трудящимися Всеволожского района."
Краткая историческая справка.
Мемориальный участок, сооружённый по проекту архитектора Левенкова Александра Даниловича, открывается 27 января 1984 года. В создании мемориала также принимает участие коллектив авторов - художник Богдан С.А., инженеры Шанин А.Б.,Чиняков Е.В., конструкторы Синьков В.Д., Коман М.В. |
|
Неспроста мемориальный участок дороги, длиною в двести восемьдесят метров, имеет подобную форму. В этом месте, построенная ещё в довоенные годы, дорога петляла обходя овраг. Позднее в процессе реконструкции дороги, в шестидесятых годах, овраг был засыпан и дорожное полотно спрямлено. |
|
Вымощенная булыжником дорога и три стеллы, воспроизводящие указатели ледовой трассы: "На Ленинград", "На Кобону", "Чем больше рейсов - тем быстрее победа над врагом". |
|
Замыкает мемориальный участок монумент со стихами Вольта Суслова:
"Потомкам здесь на память сохранён
Участок старой ладожской дороги.
На ней остался след былых времён -
Гром батарей... воздушные тревоги...
По ней шёл хлеб, в огонь она вела.
И в те далёких три тяжёлых года
"Дорогой Жизни" названа была.
И потому - бессмертна для народа" |
(Продолжение следует).
|