В продолжение этой темы для всех, кто готов читать и понимать - краткий обзор литературы о Блокаде.
Обзор будет постоянно расширяться.
1. Николай Иванович Барышников. Блокада Ленинграда и Финляндия.
Краткая историческая справка: Николай Иванович Барышников - автор около 200 научных работ, посвященных малоизвестным в России страницам истории Второй мировой войны, битве за Ленинград, а также истории российско-финляндских отношений. Н. И. Барышников родился в 1922 г. в Бутурлиновке ,окончив среднюю школу, в 1940 году был призван в армию, став представителем того поколения людей, которое первым встретило войну, обрушившуюся на страну в июне 1941 года. Война для него началась за Выборгом, на самой границе с Финляндией. Проходил свою армейскую службу в особом подразделении сил противовоздушной обороны Ленинграда - радиолокационном расчете, обслуживавшем первые в нашей стране радары. Н. И. Барышникову суждено было пережить все ужасы, которые испытал Ленинград в течение 900 блокадных дней. Примечательно, что именно тот расчет радарной установки, в котором служил Н. И. Барышников , весной 1944 г. смог обнаружить и зафиксировать последнюю попытку вражеской авиации нанести массированный бомбовый удар по Ленинграду. Самолеты противника были обнаружены на расстоянии 210 км севернее города - они летели с территории Финляндии. В результате оперативных действий ПВО Ленинградского фронта эти самолеты так и не смогли сбросить свой смертоносный груз, встретив на подлете к городу плотную завесу огня зенитной артиллерии. За успешное обнаружение целей, которое привело к срыву последнего налета на город, Н. И. Барышников был награжден орденом Отечественной войны. Более того, уже в 1980-е гг. он стал одним из прототипов героя художественного произведения писателя Валерия Волошина «Ленинград -- срочно...» (М., 1986), в котором писатель постарался в литературной форме представить героику битвы за Ленинград в 1941-1944 годах и показать в ней роль противовоздушной обороны.
Награждён Медалью "За Боевые Заслуги", Орденом Отечественной войны II степени.
После окончания войны в 1949 г. Н. И. Барышников закончил исторический факультет Ленинградского государственного университета. Результатом его изысканий стало появление нескольких монографий: "Блокада Ленинграда и Финляндия", "Маннергейм без ретуши", "Пять мифов в военной истории Финляндии 1940-1944 гг"...
Николай Иванович Барышников. Блокада Ленинграда и Финляндия.
(отрывок)
Маннергейм — «спаситель» Ленинграда?
После взятия Старого Белоострова и ряда других населенных пунктов за пределами прежней государственной границы наступление на Сестрорецком участке продолжалось еще несколько дней. Финские войска подошли тогда непосредственно к Карельскому укрепленному району. Только под угрозой большого количества жертв, которые потребовалось бы принести в результате операции по прорыву полосы укреплений, а также ставшего проявляться недовольства со стороны финских солдат откровенным захватническим характером войны (это выразилось в отказе многих из них продолжить наступление), Маннергейм отдал приказ закрепиться на достигнутом рубеже.
В условиях захлебнувшегося немецкого наступления в южных предместьях Ленинграда для Маннергейма односторонний штурм города означал бы по существу уничтожение значительных сил финской армии. К тому же, как показали события начала сентября 1941 года, в наступавших финских войсках далеко не все с готовностью шли дальше прежней государственной границы. Это также не могло не озадачить финское военное командование. Именно тогда, в начале сентября, ставка Маннергейма направила строгое указание относительно важности сосредоточить особое внимание на проведении «просветительной работы» в действующей армии. … Особенно массовый характер приняли волнения солдат 61-го полка 17-й пехотной дивизии, где сотни человек отказались выполнить приказ о форсировании реки Свирь. Более того, в финской армии начали расти другие «военные преступления», в классификацию которых входили не только отказы выполнять приказания военнослужащими или их дезертирство, но также и выступления с протестом. Таких на фронте было зарегистрировано в 1941 году более трех с половиной тысяч. … Но это был не единственный фактор, заставивший Маннергейма приостановить попытки вести наступление на Ленинград. Их было несколько, и на этом следует остановиться особо.
… из генштаба финской армии последовало в Министерство иностранных дел Финляндии разъяснение о позиции военного руководства. «Оккупация финскими войсками Петербурга считается нереальной, — отмечалось в нем, — поскольку у нас нет запасов продовольствия, чтобы выдавать его гражданскому населению».
И далее следовало красноречивое признание: «Наступление на петербургские укрепления, имеющиеся между границей и Петербургом, потребуют, вероятно, много жертв, поскольку сильно защищены, и не лучше ли, брать его с юга или же вообще, не заставить ли капитулировать жителей города с помощью голода?»
---
Прочитать полностью это произведение можно - здесь.
|